Искусство в режиме онлайн

Первая половина 2014 года стала рекордной для аукционных домов: выручка от продаж и у Christie's, и у Sotheby's возросла на 22% (по сравнению с тем же периодом прошлого года). Принимая во внимание, что прошлогодние итоги Christie`s были лучше, чем у конкурента ($7,1 млрд против $5,2 млрд),- можно предположить, что такая расстановка сил сохранится и дальше.

Татьяна Марκина

Единственная категория, в которой у Christie`s спад продаж,- «Искусство стран Азии» (спад на 15%), и на 8% упали продажи на торгах, географически привязанных к Азиатскому региону. Зато покупателей из Азии на интернациональных торгах - чуть не треть от всех участников. Видимо, коллекционеры из Азии просто переросли свое национальное искусство - и скупили чуть ли не все главные лоты на аукционах импрессионизма, модернизма и современного искусства в Лондоне и Нью-Йорке.

Но это далеко не предел роста - на 87% увеличился объем продаж на специальных онлайн-торгах, которые Christie`s проводит у себя на сайте. Всего эти торги принесли $14,4 млн, в них участвует очень много новичков (более четверти участников), и суммы, которые платят тут, постепенно возрастают. На таких торгах в основном предлагаются - и это очень разумно - коллекционные часы и вина, предметы роскоши, например винтажные сумочки культовых марок, принадлежавшие культовым персонажам, или ювелирные изделия. Изящного искусства тут пока немного - но это будет следующим шагом.

Похоже, что-то подобное происходит и с русскими покупателями: на аукционах искусства старых мастеров Sotheby`s 20% лотов приобрели русские. В этом разделе - «Искусство старых мастеров и европейская живопись XIX века» - лидирует именно Sotheby`s. У этого аукционного дома тоже много новых покупателей, и продажи в Азиатском регионе не только не упали, а возросли - аж на 47%.

Christie`s особенно силен в продаже современного искусства и онлайн-аукционах. Один только вечерний аукцион «Послевоенное и современное искусство», который прошел в мае в Нью-Йорке, дал фантастические $745 млн. В целом раздел уже принес $1,3 млрд, то есть по сравнению с первым полугодием 2013 года вырос (так и хочется сказать, «раздулся») на 30%.

Главное, в чем Sotheby`s принципиально отстает от конкурента,- это отсутствие онлайн-торгов. Речь идет не об интернет-участии в реальных торгах, где аукционист стучит молотком и выкрикивает «Кто больше?», а его помощник оглашает ставки с экрана монитора,- такое есть сейчас у любого крупного аукционного дома, и тем более у гиганта Sotheby`s. Дому не хватает специальных торгов, проходящих только в виртуальном пространстве,- такие, привлекая любителей интернет-покупок с их особой психологией, могли бы существенно поднять обороты. Когда-то, в 2002 году, Sotheby`s обжегся на подобном проекте - заключил договор с eBay, но прибылей не получил: аудитория тогда не созрела. Зато теперь, вновь войдя в соглашение с крупнейшим интернет-магазином мира с его 145 миллионами зарегистрированных покупателей, дом готов одним прыжком наверстать упущенное.





Автору новой зарядки для мобильников из Башкирии дали 400 тысяч рублей

Кулинарная обработка повышает калорийность жирной пищи

Реставрационные работы продолжатся в древнем Болгаре и Свияжске